Это отличник, это хулиган, а это спортсмен. Наверняка вы слышали такие характеристики школьников от педагогов (а может быть, и давали их сами). Предлагаем поговорить о стереотипах по отношению к ученикам. » КГУ "Общеобразовательная школа №20"
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№20 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 393-26-02
Есепші бөлімі:
+7(727) 385-60-58
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Это отличник, это хулиган, а это спортсмен. Наверняка вы слышали такие характеристики школьников от педагогов (а может быть, и давали их сами). Предлагаем поговорить о стереотипах по отношению к ученикам.
05
шілде
2022

Это отличник, это хулиган, а это спортсмен. Наверняка вы слышали такие характеристики школьников от педагогов (а может быть, и давали их сами). Предлагаем поговорить о стереотипах по отношению к ученикам.

Сразу отметим: не стоит воспринимать стереотипы как что-то исключительно плохое. Они обеспечивают первоначальную ориентировку в общении с учениками. Однако излишняя опора на стереотипы ограничивает кругозор учителя и мешает ученикам. 
 
Рассмотрим примерную типизацию школьников учителями. 
 
1. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем 
Избирательное позитивное внимание учителя облегчает этим ребятам путь к достижению успехов в учёбе и часто способствует формированию эгоизма, излишней самоуверенности и завышенной самооценки. 
 
2. Ученики, которых учитель считает способными, но в определённом смысле трудными (ненадёжными, недисциплинированными, ленивыми) 
«Прощение» безалаберности и беспечности этим учащимся приводит к ещё большему развитию у них безответственности. Если же педагог причисляет их к группе проблемных школьников, то возникает конфронтация с преподавателем, в результате которой закрепляются неадекватные формы поведения. 
 
3. Хорошие (послушные) ученики, считающиеся малоспособными и имеющие слабую успеваемость 
Благосклонность к ученикам, готовым выполнить любую просьбу педагога, оборачивается снижением их результативности, неспособностью самостоятельно принимать решения и порой заниженной самооценкой. 
 
4. Явно проблемные ученики, с которыми у учителей постоянно возникают противоречия и конфликты 
Эти школьники оказываются в худшем положении из-за шаблонного подхода. Подозрительная позиция учителя, отсутствие доверия и помощи с его стороны способствуют возникновению всё новых и новых проблем в учёбе и поведении. 
 
5. Неопределённая, слабо дифференцируемая группа незаметных учеников 
Невнимание к этим учащимся приводит к тому, что школьники утрачивают потребность стремиться к успеху и улучшать свои учебные достижения. 
 
Наиболее распространённые проявления стереотипического отношения учителя к «плохому» ученику: 
🔹 Давать меньше времени на ответ. 
🔹 Услышав неправильный ответ, не повторять вопрос, а сразу же вызывать другого. 
🔹 Чаще ругать за неправильный ответ. 
🔹 Реже хвалить за верный ответ. 
🔹 Не замечать поднятой руки, вызывать другого. 
🔹 Реже улыбаться ученику и смотреть в глаза. 
 
Как избавиться от навешивания ярлыков на учащихся? 
 
1. Отказаться от обобщений и тотальных выводов. Помнить, что мы видим лишь одну сторону ребёнка, какую-то часть его личности. Это как айсберг — многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом. 
 
2. Попробовать посмотреть на учеников «новым взглядом». Представить, что видите их в первый раз, и вести себя по отношению к каждому исходя из конкретной ситуации, а не из «шлейфа» прошлых заслуг и проступков. 
 
3. Выполнить специальное упражнение. 
Выберите одного из своих «двоечников». Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником, потому что...» Над правым столбцом: «У этого ученика есть замечательные черты...» Заполните эти столбцы, закончив каждое из двух начатых предложений не менее чем семью вариантами. 
После этого ответьте на следующие вопросы. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания? Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? Почему? Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих замечательные черты отстающих? Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике? Захотелось ли пристальнее понаблюдать за этим ребёнком и лучше понять его?